Политика Культура Общество Экономика Война Наука О нас
В большинстве своём наша интеллигенция настроена на то, чтобы воспроизводить и транслировать культурную "контрреформацию". Проблема в том, что данный класс у нас никак в этом отношении не объединён. Что необходимо сделать, чтобы вдохновить и сплотить этот класс? Этого можно достичь через преодоление текущего распада культуры и идею нового Большого стиля. Большой стиль может быть реализован не на теоретическом уровне, а только на уровне конкретных символов, художественных и культурных решений — это конкретные фильмы, полотна, акции, выдающиеся произведения. Естественно, оружием нового класса высокой культуры будет и старая культура, и старые образцы, которые мы при всём нашем желании не сможем превзойти, и не надо их превосходить, они всегда стоят выше нас. Мы стоим на плечах великанов. Но мы тогда уже, в новом культурном контексте, сможем органично включать в него и высшие образцы прошлого.
В Государственном историческом музее открыта экспозиция, посвящённая интерьерному жанру в русской графике. Устроители сообщают: "На выставке представлено около 60 работ, выполненных как признанными мастерами интерьерного жанра, так и менее известными художниками XIX — начала XX века. Зрители увидят интерьеры императорских и великокняжеских дворцов, городских и сельских усадеб, петербургских и московских особняков, а также Успенского собора Московского Кремля и Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге". Произведения расположены в хронологическом порядке: от лаконичности ампира — к цветастым диванчикам стиля "бидермайер" и причудам второго рококо, а уже затем — к волнующим, зыбким пространствам ар-нуво. Подобная организация экспонатов позволит сделать дополнительный вывод: как только в повсеместный быт вошла фотография, художники перестали скрупулёзно вырисовывать каждую деталь, предпочитая писать настроение, колорит и нюансы.