Политика Культура Общество Экономика Война Наука О нас

«На сопках Маньчжурии»

10 августа 2017 0
Дорога из стали

В России железнодорожный транспорт — признанная государствообразующая отрасль хозяйства. Залог единства, жизнеспособности страны. Главная железная дорога страны и самая протяжённая в мире, Транссиб — позвоночник России. В феврале 1917-го, при ещё полностью покорных армии, МВД, самое первое открытое сопротивление Николаю II оказали… давний спорный вопрос: кто? — "масоны, думская оппозиция"… Бесспорно одно: оказали — руками железнодорожников. Загнав в тупик направленный в Петербург отряд Иванова, последнюю надежду императора, а его самого — на знаменитую с тех пор станцию Дно…. Вдоль линий железных дорог тянулась практически и вся Гражданская война.

Но был в истории период, когда "государствообразующими" железные дороги стали почти в буквальном значении в удивительном квази-государстве КВЖД, со столицей Харбин, по следам которого довелось мне пройти летом 2017 года.

1 июля 1903 г. понимающие люди России могли перевести дух: движение по Транссибу открыто! И сразу, под предлогом проверки пропускной способности этой магистрали, началась переброска войск империи на Дальний Восток (один армейский корпус, 30000 человек с вооружением, загружал дорогу на месяц). До этого все разговоры, полунасмешливые салюты Вильгельма II "адмиралу восточных морей (Николаю)" — всё держалось на честном слове: в случае войны Владивосток и Порт-Артур оказались бы на положении Севастополя времен Крымской войны: годовой "марш-бросок" подкреплений, с "боеприпасами" — теми, что в ранцах да карманах.

Но на Транссибе в 1903 г. оставалось два "узких места".

Во-первых, "Кругобайкалка", сплошные туннели сквозь скалы южнее Байкала — 261 км, схоже с прокладкой метро. Ещё два года её пробивали русские, китайские, албанские, даже итальянские рабочие (до сих пор на Кругобайкалке туристам показывают "итальянскую стенку"); сюда на эти годы переехал министр путей сообщения Хилков. А пока составы перевозились через Байкал на паромах, зимой рельсы укладывали прямо на байкальский лёд. 3-4 пары поездов в сутки, всего в 2-3 раза ниже общей пропускной способности Транссиба… О русско-японской войне сказано много горьких слов, но железнодорожники и байкальский лёд тогда не подвели.

Во-вторых, в Читинской области, у города Сретенск, Транссиб раздваивался: будущий Приамурский участок, гигантской дугой огибая Манчжурию, шёл до Владивостока по горам, вечной мерзлоте и требовал постройки самого большого в России моста, через Амур у Хабаровска. Его закончили только в 1916 году.

Другая ветка прямой стрелой, хордой через Маньчжурию — на 514 вёрст короче, проходившая, кроме Большого Хингана, по степям, — была готова уже в 1901 г.

Главный в "экономическом блоке" правительства Александра III, министр путей сообщения, а затем — министр финансов (до введения в 1905 г. премьерского поста в отсутствие императора на заседаниях правительства традиционно председательствовали министры финансов) — Сергей Юльевич Витте успел. Выигрыш знаменитой "Тарифной войны с Германией", винная монополия, давшая России 24% бюджета (крупнейшая статья доходов), "золотой рубль", Транссиб… — великие проекты Александра III Витте выполнял уже при Николае. Русский писатель-классик Валентин Григорьевич Распутин в своей книге "Сибирь, Сибирь…" отвечал лжепатриотам, нападающим на Витте: "Даже прокладку КВЖД по китайской земле едва ли можно поставить ему в вину: сквозной путь в грозовой обстановке накануне войны требовался немедленно, а северный, амурский вариант в условиях вечной мерзлоты со всеми её "цветочками-ягодками", какие никогда, нигде ещё не встречались, ускорить было невозможно, с Амурской дорогой впоследствии намучились не меньше, чем с Кругобайкальским участком".

Искажают историю даже и "восхищения" Витте, "ловко давшим мандарину Ли Хунчжану взятку 500000 рублей (иногда говорят и о 2 млн. золотом) на переговорах 1896 года, добившись согласия на КВЖД".

Не опровергая столетние пересуды, напомню: а что случилось за 40 лет до переговоров с Ли Хунчжаном? Гляньте карты того времени, которыми порой стращают нашего обывателя: Приамурье и Приморье закрашены там жёлтым китайским цветом. Приамурье и Приморье действительно были китайскими, пока Айгуньским договором 1858 г. и Пекинским 1860-го Китай не передал их России. Действительно, "мировой рекорд": столь огромные территории переданы без войны, вообще какого-либо конфликта. Тоже взятка? Муравьёва-Амурского? Уже самому богдыхану?

Причина: Англия и Франция, эдакие "НАТО XIX века", ведут "опиумные войны", громят Китай, врываясь в Янцзы, Хуанхэ, захватывая города. "Сажают на опиум" целую нацию, вывозя чай, шёлк, фарфор (многие сокровища их музеев — того происхождения). Потому богдыхан и был рад явлению России (до этого наш выход к Тихому океану держался на единственной вьючной тропе Якутск-Охотск, 1261 км, через хребет Джугджур, где не перетащить и пушки). И расчёты конфуцианских мудрецов оправдались. Россия, даже проиграв войну с Японией, даже учинив у себя Гражданскую, осталась на Дальнем Востоке, успела прийти на помощь…

3 сентября 2015 г. президент Путин и министр Шойгу на параде в Пекине вручили товарищу Си Цзиньпину книгу о советско-японской войне 1945 года (мне выпала честь быть её соавтором). Одна из цитат: "Красная Армия пришла помочь китайскому народу изгнать агрессоров. Такого примера ещё не было в истории Китая. Влияние этого события неоценимо" (Мао Цзэдун, август 1945 г.). А в следующем, 2018 году, будет отмечаться 70-летие "Китайского Сталинграда" — Ухани, спасённой в 1938 г. с помощью советской авиации.

Так что уникум КВЖД нельзя вырвать из Истории, к которой мы неминуемо возвращаемся.

Поделиться:
Loading...
комментарии работают с помощью Disqus